Семинар для воспитателей "Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края"
Народ в наиболее чистом
виде представляют
дети.
Когда национальное
умирает в детях,
то это означает начало
смерти нации»
( этнопедагог,
профессор,доктор педагогических наук Г.Н.Волков)
Самая большая опасность, подстерегающая наше
общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а
разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными,
поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду
является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой
предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью
духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его
содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к
сожалению, поверхностно знакомо с русской культурой. Как жили русские
люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи?
О чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь
времён, вернуть утраченные ценности. Люди издавна стремились как-то объяснить
смену времён года, изменения, происходящие в природе.
Народное искусство – это глубокий незамутнённый источник художественных
образов. Мы, как педагоги, обязаны ежедневно приобщать наших
воспитанников к истории и культуре своего народа.
К средствам приобщения дошкольников к этнической
культуре относятся:
-народное творчество,
-декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры
устного народного творчества.
Например, важным средством приобщения к
этнической культуре народа является пословица.
1.
Пословица - создается всем народом, поэтому
выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная
оценка жизни, наблюдения народного ума.
2. Народные песни. . В песнях отражаются
вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
3. Народные музыкальные инструменты. Также в работе с
детьми необходимо использовать народные музыкальные
инструменты (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные
ложки и пр.). Характерные для русской народной музыкальной
культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и
постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные
стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление.
4.
Народная сказка.
В большинстве русских народных сказок
главный герой - богатырь, заботясь о
своих близких, своем народе, сражается с различными
чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и,
уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. Причину успеха сказок у детей К. Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
5. Русские народные игры имеют многовековую историю,
они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из
поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
На улице собирались и стар, и млад. Русские народные игры для детей
носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание
ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют
ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному
творчеству
6. Праздники и развлечения - яркие и радостные
события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные
виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Важным моментом в формировании традиций может
стать совместное проведение праздников, повторяющихся из года в год и
формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Новый год, Пасха,
Рождество. Во многих группах нашего учреждения стало традиционным делать
подарки и мероприятия к Дню матери, 23 февраля, Дню семьи, любви и верности. На
таких мероприятиях дети могут видеть своих родителей с другой, непривычной для
них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском
костюме или папу, поющего старинные песни.
Подводя итог можно сказать, что вся система работы должна включать в себя
поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях
народной культуры. Работа должна заключаться в осуществлении
художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой
деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных
направлений по приобщению детей к русской народной культуре . Интеграция включают в себя различные виды деятельности:
изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор,
проблемные ситуации, экспериментирование.
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и
образования детей на всех уровнях обучения. Это - взаимосвязь
разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует
образованию связей между различными содержаниями образования;
Приобщению детей к истокам русской народной культуры возможно если ;
-привлекать родителей
в воспитательно-образовательный процесс;
-создавать условия для
самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
-устанавливать
сотрудничество с другими учреждениями.
2я
часть практическая :
1. Викторина «Заморочки из бочки»: (воспитатели вытаскивают
вопросы и отвечают)
-Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
-Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
-Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх?
(смелость, ловкость, выносливость
-Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
-Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и
др.)
-Назовите игрушки
наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы,
деревянные игрушки)
- Для чего
используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника,
сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в
другое)
- Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни,
пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки,
скороговорки, загадки)
- Золотая роспись по
дереву из Нижнего – Новгорода? (хохлома,
- Роспись деревянных
предметов быта Нижегородской области? (Городец,
2. Игра-эстафета: «Вытащи репку».
У стены за
ограничительной линией в двух колоннах стоят участники игры. В каждой команде –
Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка. Напротив команд на расстоянии
десяти шагов стоят два стула, к их спинкам прикреплены нарисованные репки. По
сигналу бегут Дедки, обегают каждый свою репку, берут за руку Бабку и бегут
вдвоём, затем втроём и так далее. Последними присоединяются Мышки. В конце игры
вся колонна выстраивается за репкой. Выигрывает команда, которая первой
прибежит к репке.
ИТОГ СЕМИНАРА «Приобщение к истокам
русской народной культуры»:
1. Систематизировать и углубить знания педагогов о русской народной
культуре;
2.. Разработать и изготовить дидактические игры для детей по
ознакомлению с различными видами народного творчества.
3. Создать картотеки народных игр, пословиц, загадок.
4. Продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры
через синтез искусств.
5. Привлекать родителей к решению проблемы приобщения детей к
русской народной культуре с помощью консультаций, бесед, мастер-
классов, совместных праздников.
6.. Продолжить работу по обмену опытом с педагогами других ДОУ.
Проект "В царстве Грибов"
Проект в средней
группе - познавательно-игровой
Продолжительность
проекта: август - сентябрь.
Тема проекта: «В царстве грибов»
Участники проекта: дети средней группы «Паровозик», родители.
Актуальность проекта:
В августе в наших лесах
настала грибная пора. Многие дети вместе с родителями ходили в лес за грибами.
Возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах.
Было решено целенаправленно заниматься этой темой.
Цель: расширить представление у
детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию
разных видов деятельности.
Задачи:
1.
Формировать у детей знания о грибах и их видах, о
ценности грибов для человека и животных, птиц, расширять знания о лесах родного
края, учить разбираться в грибах, проявлять заботу о природе.
2.
Развивать любознательность,
наблюдательность, развивать творческие способности детей, вовлекать родителей и
детей в совместную деятельность.
3.
Воспитывать у детей любовь и заботливое
отношение к природе, показать ценность природы и её
даров для каждого человека.
Тип проекта: творческий,
информационно-исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Проблема: дети
не имеют достаточных знаний о грибах, произрастающих в лесах .
Ожидаемые результаты: воспитание
бережного отношения к природе, расширение знаний детей о грибах и их
ценности для человека, приобщать родителей и детей к совместной
деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские
отношения.
Подготовка к
проведению проекта.
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать художественную литературу по теме.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для
рассматривания, картины, настольные игры)
4. Составить перспективный план.
Выполнение
проекта
Социализация |
Дидактические игры: «Выросли грибы» «Что лишнее?» «Определи на ощупь» «Чудесный мешочек» «Обведи грибок» Игра в мяч «Назови грибы, ягоды, фрукты» «Раз, два, три сыроежки( мухоморы,) собери» «Угадай по описанию» « Собрали звери урожай» Настольные игры: « Разрезные картинки» «Домино» «Лото» |
Познание. |
Беседа «Особенности
внешнего вида грибов» Природный мир – «Грибы – особое царство
природы |
Коммуникация. Развитие речи. |
Рассматривание фотографий грибов. Рассматривание сюжетных картинок Отгадывание загадок о грибах Составление описательных рассказов по картинкам, по мнемотаблице. Заучивание стихотворений о
грибах. Пальчиковая игра: « Пошли пальцы по грибы» |
Чтение художественной литературы. |
А. Толстой «Грибы» В. Катаев «Грибы» В. Зотов «Мухомор» Потешка «Гриб-Грибок» Стихотворение «Грибы» Н. Фадеева В. Зотов «Подберезовик» Н. Алиева «Гриб-волшебник» |
Безопасность. |
Беседа на тему: « Как не заблудиться в лесу» « Где растут грибы и ягоды» « Эти коварные двойнеки» |
Развивающая среда. |
Сюжетные картины на тему «Грибы». Альбомы для рассматривания: « Грибы», Книжки-раскраски: « О грибах и ягодах», « В лесу» |
Художественное творчество. |
Работа по лепке: «Грибы» Работа по аппликации: «Поможем белочке заготовить грибы на зиму ». |
Работа с родителями. |
Оформление папки-передвижки на тему: «Что ребенок должен знать о грибах и
ягодах » Беседа: «Семейный поход в лес за грибами» Изготовление макета деревья и грибы, дидактической игры «Съедобные и несъедобные грибы » |
Совместная деятельность. |
Придумывание загадок о грибах. Изготовление игры «Съедобный грибок положи в кузовок». Поговорки и приметы. Поиск информации в энциклопедиях. Арифметические задачи. Изготовление поделок из природного материала. |
Самостоятельная деятельность. |
Раскраска «Под грибом». Изготовление атрибутов к празднику. Схемы заготовок из грибов. |
Детям о Космосе.
У маленьких детей интерес к теме космоса, пусть и
непроизвольный, просыпается рано – уже в 3-4 года от малыша можно услышать
много вопросов о солнце, луне и звездах. Как отвечать, чтобы ребенку, с одной
стороны, было понятно и познавательно, а с другой, подтолкнуло к изучению этой
темы?
Правило
первое: не стоит думать, будто ребенок мал для подобных знаний. Да, понять многие
вещи он не в состоянии, осознать масштаб вселенной ему тоже не под силу (это и
взрослым-то дается с трудом, но базовые понятия он может освоить. А это
отличный базис для расширения его общего кругозора и для дальнейшего изучения
астрономии! Потому рассказывать малышу о космосе можно и нужно. Важно лишь правильно
адаптировать информацию, отсекая те понятия, до которых он действительно не
дорос, и, конечно, преподнести в легкой игровой форме. Кстати,обратите внимание: не надо ничего выдумывать, рассказы
о зеленых человечках на Марсе оставьте для фантастических мультфильмов. Да,
таким приемом легче удержать внимание и интерес ребенка, но отклоняться от
истины не стоит – в космосе и так много
любопытного и увлекательного даже для 3-летнего малыша.
Начинайте с описания
Земли…
А начать разговор правильнее всего с нашей собственной планеты. Поясните,
что планета Земля очень большая и круглая, на ней находятся моря и океаны, горы
и пустыни, поля и леса, реки и озера, а также миллионы животных, птиц, рыб,
насекомых и людей. При этом планета имеет атмосферу – оболочку из воздуха,
которая позволяет нам дышать. Чтобы ребенок хотя бы примерно представил,
насколько велика Земля, покажите ему сопоставление размеров в книгах, глобус со
всеми странами и фотографии планеты из космоса – они помогут
ребенку представить планету и соизмерить ее размеры с приблизительно знакомыми
ему размерами родного дома.
Кстати,у детей часто рождается логичный вопрос: если Земля
круглая, почему мы с нее не соскальзываем, а те, кто живут «внизу», не падают?И тут проявляется одна из
первых условностей: понятие гравитации для ребенка слишком сложное.
Поэтому достаточно ответить, что планета настолько большая, что притягивает к
себе всех – и именно оттого все вещи падают на Землю, а не в небо, например. А
те, кто живут «внизу», не ходят вверх ногами, как
могло бы показаться! Они точно так упираются в планету ногами и видят мир не
перевернутым, а нормальным, совсем как мы.Подкрепите это наглядным
примером: возьмите мячик, приложите к нему с противоположных сторон,
допустим, пару солдатиков, а затем поверните мяч то так, то эдак, чтобы ребенок
убедился – каждый из них стоит на своих ногах, как и люди в реальности. Просто
то, что для одного будет верх, для другого низ, и наоборот. Малышу такой
пример, конечно, может показаться смешным, но все же с его помощью у вас
получится донести до него общую идею.
Из чего состоит
Солнечная система?
Когда понятие Земли закрепилось,продолжите: а где
находится наша планета?Ответ прост: летит в космосе. Космос – это все пространство, где
расположены планета Земля, солнце, луна, звезды и другие планеты. Космос называют Вселенной – и она не имеет границ. При этом она так же
наполнена другими звездами и планетами. И если с планетами уже более-менее
понятно (большие, круглые, каменные, то понятие звезды требует пояснений.
Расскажите малышу, что это гигантские, обычно гораздо больше планет, шары из
горящего газа. Причем горят они миллионы лет! Разумеется, вам понадобятся
фотографии, чтобы ребенок понял, как это выглядит. А чтобы малыш представил
размеры звезд, возьмите арбуз, тыкву или крупный надувной мяч и горошину.И поясните: Земля рядом с Солнцем настолько маленькая,
насколько горошина рядом с большим арбузом! А чтобы добраться до Солнца на
машине (если бы существовала дорога, разумеется, на это потребовалось бы более
100 лет – больше человеческой жизни! На детей это производит впечатление…
Не меньший эффект произведет тот факт, что вокруг Солнца вращается не
только Земля, делая полный оборот за год, но и другие планеты (у них время оборота больше или меньше, в зависимости от
удаленности). Всего их восемь (Плутон в 2006 году официально лишили
звания планеты, и они находятся в определенном порядке от нашей звезды. Малышу
может быть интересно то,что все планеты разные:
нет лесов и морей, многие лишены атмосферы (а значит, нечем дышать, где-то нет
даже почвы (вместо нее жидкость или газ, а температура может быть как очень
высокой (на Меркурии свыше 100 градусов, так и очень низкой (на Нептуне моментально замерзает все).И да: не забываем о фотографиях,выделяя нюансы каждой планеты: Марс красный, а у
Сатурна характерные кольца из летающих вокруг камней (их называют астероидами). И не бойтесь, что ребенок не
запомнит с первого раза. К этой теме нужно неоднократно возвращаться, чтобы
добиться эффекта. А для начала достаточно пробудить в малыше интерес к космосу…
Луна – отдельный повод
для разговора…
Также обратите внимание, что у многих планет есть спутники. Это тоже
круглые каменные объекты, как планеты, только меньше – и вращаются не вокруг
звезды, а вокруг самих планет. Спутников бывает много и мало, их размер также
разный, а самый простой пример – Луна.Она в несколько раз меньше
Земли и абсолютно безжизненна: там нет ни воздуха, ни воды, ни живых
организмов. Среди детских вопросов, связанных с Луной,популярны два: почему Луна меньше Земли, если на небе
она, как Солнце (которое, как выяснили, в разы больше нашей планеты, и почему
Луна меняет свой вид – то круглая, то в виде серпа? В обоих случаях лучше всего
отвечать на понятных примерах. Так, Луна только кажется такой же большой, как и
Солнце, потому что она заметно ближе.И пример: посмотрите
на машину на противоположной стороне улицы – кажется, что ее можно на ладонь
поставить! Но если подойти к ней, то она такая большая, что и двумя руками не
обхватить… Точно так и с Луной и Солнцем. Можно заметить, что и звезды, что
мерцают в небе, могут быть даже больше, чем Солнце, но только они в десятки и
сотни раз дальше от нас, потому и кажутся в небе такими маленькими-маленькими…
Что до объяснения причин, почему Луна меняется, надо отметить, что сама
Луна не светит. Если Солнце, как лампочка, светит и в темноте, то Луна не
светит, ее видно потому, что на нее падает свет Солнца, – как любой предмет в
темной комнате, когда вы светите на него лампочкой. Для ребенка звучит
сложновато, но вам как раз и поможет эксперимент! Возьмите фонарик, пару мячей
и выключите в комнате свет. Затем расположите два мячика друг за другом и
светите на них фонариком так, чтобы тень от одного из них полностью закрыла
собой второй, чтобы его фактически не было видно. Этот шарик и будет в вашем
эксперименте Луной. И потом достаточно слегка переместить его в сторону, чтобы
показался «месяц» или «полный диск», как мы их видим с Земли. Сделать это
несложно, но ребенок, увидев «физику процесса» своими
глазами, скорее поймет, как это работает! Также стоит показать и то,как меняется день и ночь от вращения Земли вокруг своей оси:
повернулась одним боком к солнышку, на этой стороне наступил день, отвернулась
от него – началась ночь. А идеалом для рассказа о Луне будет покупка
простейшего детского телескопа. Ребенок, который сможет рассмотреть поверхность
спутника со всеми кратерами, придет в неподдельный восторг!
Консультация для родителей
«Развитие речи детей 3-4 лет»
Заговори, чтобы я тебя увидел.
(Сократ)
Правильная, выразительная речь- портрет человека.
Речь- это не прирожденный дар. Все
начинается с детства…
Развитие речи у детей младшего дошкольного
возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте
пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более
развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый
уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят
слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят
отдельные звуки. Таких детей большинство.
Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и
дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться
лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка
достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой
речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без
речевого окружения никогда не заговорит. ( пример, Мауги )Чтобы у ребенка
появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться
речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Для начала нам нужно разобраться, что же
такое «Речь»
Речь
— существенный элемент человеческой
деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои
знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим
поколениям.
В зависимости от формы общения речевая
деятельность делится на:
- Устную речь (говорение и слушание);
- Письменную речь ( письмо и чтение)
Наше собрание посвящено развитию
устной речи детей .
Развитие устной речи, ее компонентов
является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.
1.Формирование словаря.
К концу четвертого года словарный запас
ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь
и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных
и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия,
появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные
признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой).
Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К
концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой,
твой), притяжательные прилагательные {папин стул, мамина чашка). Однако и
теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными
существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель.
И поэтому нам предстоит непростая и
кропотливая работа.
- Расширять и активизировать словарь мы
должны на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.
Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды,
мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава,
воротник, карманы, пуговицы; качества ( цвет, форма, размер),
особенности поверхности ( пушистая, шороховатая).
- Обогатить словарь названиями частей суток,
домашних и диких животных, овощей и фруктов.
Практическое задание
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты»,
«Овощи» и т.д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное
восприятие.
ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек, предметы по теме.
Предложите ребенку достать из «чудесного
мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в
мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера
(большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке
указанный взрослым предмет.
«ПОДБЕРИ ПАРУ»
Цель: закрепить словарь существительных по теме «Игрушки», учить
устанавливать сходство предмета с его изображением на картинках,
совершенствовать зрительное восприятие.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки ( мяч, кукла, мишка и т.д.), предметные картинки с
изображением этих игрушек.
Рассмотрите вместе с ребенком игрушки
и предметные картинки. Назовите каждую из них. Попросите ребенка взять в руки
одну из картинок и найти игрушку соответствующую ей.
2.Грамматический строй речи
Одновременно с обогащением словаря ребенок
интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.
Наша задача:
·
совершенствовать умение согласовывать
прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Упражнение:
Жёлтое…. (солнце)
Пушистые…(котята)
Машина…какая? (большая)
·
научить употреблять существительные с
предлогами.
Упражнение:
Зайчик ( под столом, над столом, на столе
)
Ворона (над крышей, на крыши)
Мячик (под столом)
Поросенок (в коробке). (см. Плакат № 4)
·
Учим детей употреблять в речи
существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих
животных и их детенышей
Упражнение:
Утка- утенок- утята.
Кошка- котенок- котята
Собака-щенок- щенята и т.д.
В возрасте 3,5-4 лет ребенок все чаще
отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи
преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные
(сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные
члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном
числе («Чашки стоят на столе»), В этом возрасте дети осваивают сравнительную
степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.
3.Связная речь
Задачи :
- Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в
разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за
живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей.
- Развитие инициативной речи во взаимодействии со
взрослыми и сверстниками.
Практика.
Телефон.
разговоры по телефону (настоящему с
бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.
Ситуация общения «Научи меня».
Персонаж (игрушка) беседует с ребенком,
спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с
помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями,
опытом.
( …А меня научишь???)
Необходимо создавать ситуацию успеха.
Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил. У
ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то,
рассказывать- это интересно и здорово!
Мнемотехника
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания
информации.
Мнемотехника помогает развивать:
·
ассоциативное мышление
·
зрительную и слуховую память
·
зрительное и слуховое внимание
·
воображение
Большое место занимает использование
мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого
раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так
называемые мнемотаблицы (схемы). Например, мы часто используются алгоритмы
процессов умывания, одевания и т.п.
Мнемотаблицы особенно эффективны- при
разучивании стихотворений, обучении рассказыванию и пересказу. Суть заключается
в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается
картинка (изображение); таким образом, все стихотворение, текст зарисовывается
схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение,
воспроизводит стихотворение, текст целиком. На начальном этапе взрослый
предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно
включается в процесс создания своей схемы.
4.Звуковая культура речи
У многих детей наблюдается смазанная,
неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой
подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная
гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная
гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет
мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.
Задачи для детей 3-4 лет:
- Совершенствовать умение детей внятно произносить
в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки (
п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц)
Практика:
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в
результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой
полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней
губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого
языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и
видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.
Верхние и нижние резцы видны.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом
нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в
улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать
по кругу.
- Помимо развития моторики речедвигательного
аппарата, необходимо развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое
дыхание, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Учим ребенка отчетливо произносить слова и
короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Практика:
Развитие интонационной выразительности:
- Говорить голосом мышки, медведя, волка;
- Рассказывать стихи с разной интонацией ( как
робот, принцесса и пр.)
- Разучивание скороговорок
Развитие слухового внимания:
- Игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай звук»,
«Послушаем тишину», «Чей голос?» (аудиозаписи голосов животных или
голосовая импровизация)
Развитие речевого дыхания:
- Игры: «Снежинка», «Прожорливые фрукты», «Бабочки»
и пр.
Правильное произношение формируется в основном в дошкольном детстве.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении
артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное
расположение верхних зубов по отношению к нижним и пр. Чтобы предупредить
дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной
системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты,
лечить зубы.
- Чтобы научиться четко и правильно
произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху
принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и
своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки,
малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном
снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому
важно обращать внимание родителей на слух своего ребенка. Необходимо
оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенных на
полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха – на
своевременное лечение.
Следует беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка:
не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать
дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
- Не рекомендуется чрезмерное
форсирование речевого развития малыша. Вредно нагружать ребенка сложным речевым
материалом, заставляя повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по
форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить
звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще
не доступны (например, в два года учить правильно произносить звук р),
читать художественные произведения, предназначенные детям школьного
возраста.
- Речь не передается по наследству, ребенок
перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости отокружающей речевой
среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре
с малышом следили за своим произношением, говорили с ними не торопясь,
четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослого
отрицательно скажется на речи ребенка. Ребенок может начать также
торопливо и недостаточно четко произносить слова, в результате начать
пропускать звуки, «проглатывать» окончания.
- Важно чтобы в общении с ребенком, особенно в
раннем и младшем дошкольном возрасте, речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искаженно,
употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания
(«Где бибика?», «Ляля хочет бай-бай»). Это только задерживает
своевременное овладение словарем.
- Если ребенок неправильно произносит
какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или,
наоборот, хвалить. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он
немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо
в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо
повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его
произношения, попросить повторить, выделив правильный звук.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал
удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал
от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно
строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно
рассказывать.
Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и
психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих
предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с
ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители
тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему
овладению правильной речью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий